Большеохтинский мост – один из самых впечатляющих разводных мостов Северной столицы, соединяющий исторический центр с промышленным районом Охта. Его ажурные металлические конструкции, гранитные башни-маяки и богатая история делают его не только важной транспортной артерией, но и выдающимся памятником инженерного искусства.
Где находится Большеохтинский мост на карте?
Мост перекинут через Неву, связывая Центральный район (от Смольной набережной) с Красногвардейским (Красногвардейская площадь на Малой Охте). Ближайшая станция метро – «Новочеркасская». Выше по течению находится мост Александра Невского, а ниже – Литейный мост.
История
Большеохтинский мост — одна из знаковых инженерных конструкций Санкт-Петербурга, соединяющая Центральный район города с Красногвардейским. Его история уходит корнями в XIX век, когда впервые возникла идея строительства переправы в этом месте.
Ещё в 1829 году, во времена правления Николая I, был утверждён план города, включавший строительство моста через Неву в районе впадения Охты. Однако этот проект так и не был реализован, а переправа осуществлялась с помощью лодочного транспорта.
К 1860 году Охта официально стала частью города, что усилило необходимость в строительстве постоянного моста. В 1887 году Городская Дума приняла решение о возведении переправы между Смольным монастырем и верфью Крейтона. Однако строительство началось лишь в 1907 году, когда Николай II выпустил резолюцию «Не затягивать строительство моста».
В 1901 году был объявлен международный конкурс, в котором участвовали инженеры из России, Франции, Германии, США, Голландии и Австро-Венгрии. Однако ни один из представленных проектов не был утверждён. В итоге городские власти выбрали внеконкурсное предложение под девизом «Свобода судоходству», разработанное профессором Николаевской инженерной академии Григорием Кривошеиным и военным инженером Владимиром Апышковым. Согласно их проекту, разводной пролет разместился в центре русла Невы, а дорожное полотно было подвешено к нижней части арочных ферм.
Строительство велось под руководством Григория Кривошеина, а изготовлением металлических конструкций занимался варшавский завод «Рудзский и Ко.». Разводной механизм разработал Петербургский Металлический Завод. Чтобы переместить гигантские пролёты весом по 3660 тонн, использовали старые броненосцы, переоборудованные в понтоны.
Торжественная закладка моста состоялась 9 июля 1909 года, накануне 200-летия Полтавской битвы. Уже 26 октября 1911 года переправа была официально открыта в присутствии министра внутренних дел Российской империи Александра Макарова. Однако некоторые строительные работы продолжались до 1913 года.
Раньше переправа называлась мост Императора Петра Великого. После Октябрьской революции 1917 года его переименовали в Большеохтенский.
Технические характеристики
Большеохтинский мост представляет собой трехпролетное клепаное металлическое сооружение. Центральный пролет разводной, двукрылый, с неподвижной осью вращения. Его длина составляет 48 метров, а боковые арочные пролёты — по 136 метров каждый. Общая масса металлических конструкций моста — 8920 тонн, из них 1065 тонн приходится на противовесы разводного пролета.
Опоры и спуски к воде облицованы гранитом. Особенностью моста являются две башни высотой 36 метров, в которых размещены механизмы разводного пролёта, а также установлены мемориальные доски с именами строителей. На вершинах башен изначально находились зеркальные фонари, выполнявшие функцию маяков.
Подсветка моста включает 1300 светильников, которые придают ему особый облик в ночное время.
Реконструкции и изменения
С момента постройки мост в основном подвергался лишь регулярному техническому обслуживанию. Первый капитальный ремонт был проведён в 1971 году, а в 1980-х модернизирован разводной пролет. В 1993–1997 годах была выполнена комплексная реконструкция, затронувшая разводной механизм, при этом архитектурный облик сооружения остался неизменным. Тогда же на мосте восстановили историческую надпись «Мост Императора Петра Великого».
В 2000 году открыли художественную подсветку. В 2005 году на мосту прекратилось трамвайное движение, а в 2010 году были демонтированы рельсы. В 2015 году была проведена реорганизация движения, в результате которой ввели реверсивную полосу, чтобы снизить загруженность транспортного потока. В 2017 году схема была окончательно закреплена.


Сегодня Большеохтинский мост является не только важной транспортной артерией Санкт-Петербурга, но и архитектурной достопримечательностью, отражающей инженерное мастерство и богатую историю города.
Фото моста Петра Великого
Интересные факты
- Легенда о золотой заклепке. Одна из самых известных городских легенд гласит, что среди миллионов заклепок, скрепляющих мост, есть одна – золотая. Якобы строители спрятали её на удачу, и тот, кто найдёт, станет богатым. Пока счастливчик не объявился, но миф продолжает будоражить воображение.
- Первый мост с разводным пролётом посередине. Большеохтинский стал первым в Санкт-Петербурге мостом через Неву с разводным пролётом в центре, что обеспечивало удобный проход судов. Его конструкция была новаторской для начала XX века.
- История названия. Изначально мост носил имя Петра Великого, но после революции его переименовали в Большеохтенский, а в 1956 году изменили написание на Большеохтинский в соответствии с новыми правилами орфографии.
- Спасение от пробок. В 2015 году на мосту провели эксперимент с реверсивным движением (утром три полосы в центр, вечером – обратно), который оказался успешным и с 2017 года стал постоянным.
- Кинозвезда. Мост можно увидеть в советском фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» – он «сыграл» лондонский Тауэрский мост благодаря схожей архитектуре.
Большеохтинский мост – не просто переправа, а часть истории СПб, окутанная легендами и техническими достижениями. Его строгие формы и мощь продолжают восхищать как горожан, так и гостей города.