Топ-100

Большеохтинский мост – величественный символ Санкт-Петербурга

Большеохтинский мост – величественный символ Санкт-Петербурга

Большеохтинский мост – один из самых впечатляющих разводных мостов Северной столицы, соединяющий исторический центр с промышленным районом Охта. Его ажурные металлические конструкции, гранитные башни-маяки и богатая история делают его не только важной транспортной артерией, но и выдающимся памятником инженерного искусства.

Где находится Большеохтинский мост на карте?

Мост перекинут через Неву, связывая Центральный район (от Смольной набережной) с Красногвардейским (Красногвардейская площадь на Малой Охте). Ближайшая станция метро – «Новочеркасская». Выше по течению находится мост Александра Невского, а ниже – Литейный мост.

История

Большеохтинский мост — одна из знаковых инженерных конструкций Санкт-Петербурга, соединяющая Центральный район города с Красногвардейским. Его история уходит корнями в XIX век, когда впервые возникла идея строительства переправы в этом месте.

Ещё в 1829 году, во времена правления Николая I, был утверждён план города, включавший строительство моста через Неву в районе впадения Охты. Однако этот проект так и не был реализован, а переправа осуществлялась с помощью лодочного транспорта.

К 1860 году Охта официально стала частью города, что усилило необходимость в строительстве постоянного моста. В 1887 году Городская Дума приняла решение о возведении переправы между Смольным монастырем и верфью Крейтона. Однако строительство началось лишь в 1907 году, когда Николай II выпустил резолюцию «Не затягивать строительство моста».

В 1901 году был объявлен международный конкурс, в котором участвовали инженеры из России, Франции, Германии, США, Голландии и Австро-Венгрии. Однако ни один из представленных проектов не был утверждён. В итоге городские власти выбрали внеконкурсное предложение под девизом «Свобода судоходству», разработанное профессором Николаевской инженерной академии Григорием Кривошеиным и военным инженером Владимиром Апышковым. Согласно их проекту, разводной пролет разместился в центре русла Невы, а дорожное полотно было подвешено к нижней части арочных ферм.

Строительство велось под руководством Григория Кривошеина, а изготовлением металлических конструкций занимался варшавский завод «Рудзский и Ко.». Разводной механизм разработал Петербургский Металлический Завод. Чтобы переместить гигантские пролёты весом по 3660 тонн, использовали старые броненосцы, переоборудованные в понтоны.

Торжественная закладка моста состоялась 9 июля 1909 года, накануне 200-летия Полтавской битвы. Уже 26 октября 1911 года переправа была официально открыта в присутствии министра внутренних дел Российской империи Александра Макарова. Однако некоторые строительные работы продолжались до 1913 года.

Раньше переправа называлась мост Императора Петра Великого. После Октябрьской революции 1917 года его переименовали в Большеохтенский.

Технические характеристики

Большеохтинский мост представляет собой трехпролетное клепаное металлическое сооружение. Центральный пролет разводной, двукрылый, с неподвижной осью вращения. Его длина составляет 48 метров, а боковые арочные пролёты — по 136 метров каждый. Общая масса металлических конструкций моста — 8920 тонн, из них 1065 тонн приходится на противовесы разводного пролета.

Опоры и спуски к воде облицованы гранитом. Особенностью моста являются две башни высотой 36 метров, в которых размещены механизмы разводного пролёта, а также установлены мемориальные доски с именами строителей. На вершинах башен изначально находились зеркальные фонари, выполнявшие функцию маяков.

Подсветка моста включает 1300 светильников, которые придают ему особый облик в ночное время.

Реконструкции и изменения

С момента постройки мост в основном подвергался лишь регулярному техническому обслуживанию. Первый капитальный ремонт был проведён в 1971 году, а в 1980-х модернизирован разводной пролет. В 1993–1997 годах была выполнена комплексная реконструкция, затронувшая разводной механизм, при этом архитектурный облик сооружения остался неизменным. Тогда же на мосте восстановили историческую надпись «Мост Императора Петра Великого».

Надпись Мост Петра Великого.

В 2000 году открыли художественную подсветку. В 2005 году на мосту прекратилось трамвайное движение, а в 2010 году были демонтированы рельсы. В 2015 году была проведена реорганизация движения, в результате которой ввели реверсивную полосу, чтобы снизить загруженность транспортного потока. В 2017 году схема была окончательно закреплена.

Реконструкция Большеохтинского моста.
mostotrest-spb
Реконструкция Большеохтинского моста на фото.
mostotrest-spb

Сегодня Большеохтинский мост является не только важной транспортной артерией Санкт-Петербурга, но и архитектурной достопримечательностью, отражающей инженерное мастерство и богатую историю города.

Фото моста Петра Великого

Интересные факты

  • Легенда о золотой заклепке. Одна из самых известных городских легенд гласит, что среди миллионов заклепок, скрепляющих мост, есть одна – золотая. Якобы строители спрятали её на удачу, и тот, кто найдёт, станет богатым. Пока счастливчик не объявился, но миф продолжает будоражить воображение.
  • Первый мост с разводным пролётом посередине. Большеохтинский стал первым в Санкт-Петербурге мостом через Неву с разводным пролётом в центре, что обеспечивало удобный проход судов. Его конструкция была новаторской для начала XX века.
  • История названия. Изначально мост носил имя Петра Великого, но после революции его переименовали в Большеохтенский, а в 1956 году изменили написание на Большеохтинский в соответствии с новыми правилами орфографии.
  • Спасение от пробок. В 2015 году на мосту провели эксперимент с реверсивным движением (утром три полосы в центр, вечером – обратно), который оказался успешным и с 2017 года стал постоянным.
  • Кинозвезда. Мост можно увидеть в советском фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» – он «сыграл» лондонский Тауэрский мост благодаря схожей архитектуре.

Большеохтинский мост – не просто переправа, а часть истории СПб, окутанная легендами и техническими достижениями. Его строгие формы и мощь продолжают восхищать как горожан, так и гостей города.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Мост