Благовещенский мост — одна из значимых инженерных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это первая постоянная переправа через реку Неву, соединившая две важные части города: Адмиралтейский район и Васильевский остров. Со дня своего открытия в 1850 году мост не раз подвергался реконструкциям, но неизменно оставался важнейшей транспортной артерией и символом технического прогресса.
Где находится
Благовещенский мост перекинут через реку Большую Неву. На левом берегу он выходит к Английской набережной в створе площади Труда, а на правом — соединяется с набережной Лейтенанта Шмидта и Университетской набережной Васильевского острова. Ближайшие станции метро — «Адмиралтейская» и «Василеостровская». Соседними мостами являются Дворцовый мост выше по течению и Вантовый мост через Корабельный фарватер (ЗСД) ниже.
Названия моста по годам
- 1850 год – мост получил название Благовещенский по расположенным рядом Благовещенской площади и церкви Конногвардейского полка.
- 1855 год – переименован в Николаевский мост в честь императора Николая I.
- 1918 год – стал мостом Лейтенанта Шмидта в память о революционере Петре Шмидте.
- 2007 год – мосту вернули его первоначальное название – Благовещенский, восстановив историческую справедливость.
История моста
Благовещенский мост – это первая постоянная переправа через Неву, соединяющая Адмиралтейский район Санкт-Петербурга с Васильевским островом. Его строительство стало значительным шагом в развитии городского мостостроения, так как ранее город обходился временными наплавными мостами.
Идея возведения постоянного моста через Неву появилась еще в XVIII веке, но технические сложности и высокая стоимость работ откладывали реализацию проекта. Только в 1842 году инженер Станислав Кербедз разработал проект чугунного арочного моста, который был утвержден императором Николаем I. Закладка моста состоялась 1 января 1843 года, однако строительство затянулось на целых восемь лет вместо запланированных четырех.
При возведении моста впервые в России использовалась передовая технология забивки свай в дно глубокой и бурной Невы с помощью воздушных колоколов. Подводные части опор были выполнены из финляндского гранита, а надводные – из сердобольского. Семь пролетов перекрывались двухшарнирными чугунными арками, а разводной пролет, расположенный ближе к Васильевскому острову, имел уникальную для своего времени конструкцию. Разводка занимала около 40 минут, а металлические элементы были произведены на заводе Чарльза Берда в Санкт-Петербурге.
Официальное открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября 1850 года в присутствии императора Николая I и его семьи. Первоначальное название моста было дано в честь Благовещенской церкви, расположенной неподалеку. Однако после смерти Николая I в 1855 году мост переименовали в Николаевский.
Со временем стало очевидно, что разводной пролет моста слишком узок для крупных судов и мост требует серьезной модернизации. В начале XX века были предложены различные проекты его расширения, однако реализация затянулась из-за мировых войн и революций. В 1936–1938 годах состоялась первая крупная перестройка под руководством инженера Григория Передерия разводной пролет перенесли в центр конструкции, заменив старую систему разводки на цельносварное металлическое пролетное строение с жестко закрепленными противовесами. Это обеспечило более надежную работу механизма. Тогда же был применен передовой метод электросварки, а новые механизмы изготовили на Кировском заводе в Ленинграде. Чугунные арки моста демонтировали и отправили в Тверь, где их использовали для переправы через Волгу.
Во время капитального ремонта в 1975–1976 годах заменили деревянное покрытие разводного пролета на металлическое, что значительно увеличило срок службы конструкции. Работы проводились в рамках общей модернизации городских мостов.
К началу XXI века мост вновь потребовал серьезного обновления. В ходе работ, длившихся два года с 2005 по 2007, были заменены все металлические конструкции, а ширина моста увеличилась. Важное инженерное решение – опереть крылья разводного пролета на фермы постоянных пролетов – позволило избежать перестройки опор. Впервые в мостостроении противовесы изготовили с применением свинцовых блоков, что дало возможность улучшить балансировку конструкции. Также разводной механизм оснастили современной гидравлической системой, что сделало процесс подъема более быстрым и плавным. 15 августа 2007 года мост был вновь открыт под своим историческим названием – Благовещенский.
Во время строительства моста была проведена масштабная реконструкция прилегающих территорий: расширены набережные, создана Благовещенская площадь, а часть Крюкова канала заключена в трубу.
Сегодня Благовещенский мост не только выполняет важную транспортную функцию, но и остается одной из знаковых архитектурных достопримечательностей города, сохраняя память о многовековой истории Санкт-Петербурга.
Технические характеристики
- Длина моста: 349,8 м.
- Ширина моста: 38,07 м.
- Количество пролётов: 8.
- Разводной пролёт: двукрылый, раскрывающейся системы.
- Масса каждого крыла разводного пролёта: 597 тонн.
- Гидравлическая система разводки: современная, обеспечивает быстрый и плавный подъём.
- Архитектор: Александр Павлович Брюллов.
- Инженер: Станислав Валерианович Кербедз.
- Год открытия: 1850.
- Материал пролётных конструкций: металл.
- Противовесы разводного механизма: изготовлены с использованием свинцовых блоков (впервые в истории мостостроения).
- Перила: чугунные, по рисунку Александра Брюллова, украшены изображениями гиппокампов.
Фото Благовещенского моста
Интересные факты
- Первый постоянный мост через Неву. До 1850 года в Санкт-Петербурге существовали только наплавные переправы. Однако с появлением Благовещенского моста город получил первую капитальную переправу через Неву.
- Рекорд длины в Европе. При открытии в середине XIX века этот мост считался самым длинным в Европе – его протяжённость достигала почти 350 метров.
- Трижды переименованный. Изначально мост носил название Благовещенского, но позже его переименовали в Николаевский – в честь императора Николая I. В 1918 году он стал мостом Лейтенанта Шмидта, а в 2007 году ему вернули первоначальное имя.
- Инновационная разводная система. Сегодня мост оборудован металлическим разводным пролётом, каждое крыло которого весит почти 600 тонн. Впервые в мировой практике противовесы механизма были изготовлены из свинца.
- Подводные колокола – новшество в строительстве. Во время возведения моста в России впервые применили воздушные колокола – специальные устройства, создававшие под водой сухое пространство для рабочих.
- Перила по эскизам Брюллова. Архитектор Александр Брюллов, брат знаменитого живописца Карла Брюллова, разработал дизайн ограждений. Главным украшением перил стали гиппокампы – мифические морские кони.
- Связь с революцией 1917 года. В октябре 1917 года у моста стоял крейсер «Аврора». Холостой выстрел с него послужил сигналом к штурму Зимнего дворца.
- Передовые технологии XX века. В 1936-1938 годах мост реконструировали с применением электросварки, что сделало его одним из первых цельносварных мостов в мире.
- Временный «сын Лейтенанта Шмидта». Во время ремонта 2005-2007 годов рядом возвели временную переправу, которую в народе прозвали «сыном Лейтенанта Шмидта».
- Утраченная часовня. В 1854 году у разводного пролёта построили часовню в честь Николая Чудотворца, но после реконструкции XX века её не восстановили.