Топ-100

Аничков мост

Аничков мост

Добраться от Спасского до Безымянного острова в Санкт-Петербурге можно по Аничковому мосту – автодорожной каменной арочной конструкции, построенной над рекой Фонтанкой в центре города. Ее украшает знаменитая скульптурная группа «Укрощение коня человеком», которую относят к символам Северной столицы. Разводной или нет Аничков мост, можно узнать, если дочитать эту статью до конца.

Почему так называется

Интересна история названия знаменитой петербургской достопримечательности, которое следует правильно произносить с ударением на «и». К мосту примыкала Аничкова слобода, а построил его рабочий батальон под командованием инженера-подполковника Михаила Степановича Аничкова, служившего в Астраханском пехотном полку.

В конце 1730-х годов вышел императорский указ о присвоении мосту названия в честь Александра Невского, но горожанам оно не пришлось по душе. Через восемь лет «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали новость, что мост назван Аничковым.

Люди вспоминали какую-то Анечку, которая имела близкие отношения с архитектором или строителем моста. На стыке 19-20-х веков эту конструкцию называли Аничкиным мостом, что не понравилось потомку Михаила Степановича, который направил письмо управе и просил убрать с аншлагов это наименование, что в итоге сделала городская дума, после чего мост снова стал Аничков.

Где находится

Через Фонтанку реку перекинут Аничков мост, который находится недалеко от Фонтанного дома и дворца Белосельских-Белозерских. Невский проспект расположен с ним на одной оси. Мост находится возле Аничкова дворца. На карте можно увидеть, что эта конструкция расположена между Ломоносовым и Белинским мостами.

Аничков мост на карте Санкт-Петербурга.
Аничков мост на карте

История моста

Строительство первого деревянного моста над рекой Фонтанкой завершили в 1716 году. Через 33 года архитектор Семен Волков взялся за перестройку моста с целью его укрепления. В это время персидский шах подарил русской царице слонов. Животных планировали вывести на прогулку на Невский проспект.

Волков убрал разводной пролет, но оформил въезд деревянными столбами с фонарями. По длине тот Аничков мост превышал нынешнюю конструкцию примерно в 4 раза. В конце 1770-х годов на 3-пролетном мосту после установки разводного механизма появилась гранитная облицовка.

В первой половине 1780-х состоялась реконструкция моста. Он стал каменным. Из-за узости проезжей части, передвигаться транспорту по нему было сложно. В 1841 году мост начали ремонтировать по проекту инженеров Александра Редера и Ивана Буттаца. Им на это понадобилось менее полугода, после чего транспорт начал ездить по 3-пролетному каменному мосту, для облицовки которого использовали розовый гранит.

Для украшения сооружения на нем установили чугунную ограду. На ней появились барельефы (русалки, морские коньки), которые создал Александр Брюллов.

Из-за суровых погодных условий в СПб и других факторов мост стал постепенно разрушаться. Его конструкция была несовершенной. 20-й век начался с возобновления строительных работ. Во второй половине 1930-х годов на проезжей части сооружения появился асфальт, а в середине 20-го века по нему перестали ходить трамваи. Последнюю реставрацию конструкции провели во второй половине 2000-х.

Причал «Аничков мост» обустроили на правобережье Фонтанки недалеко от самого сооружения. Когда по реке открывается навигация, отсюда можно отправиться на экскурсию и водную прогулку по питерским рекам или прокатиться на речном трамвайчике. Причал находится по адресу: набережная Фонтанки, 27.

Фото моста

Скульптура

Необычные скульптуры – уникальные достопримечательности Аничкова моста, который благодаря им выглядит неповторимо. Это работа скульптора Петра Клодта, который изваял коней в 1841 году для Аничкова моста. Они украсили Университетскую набережную и появились рядом с Академией художеств.

Изначально автор коней работал над двумя фигурами, но не закончил их в срок, поэтому пристань украсили египетские сфинксы. Позже для размещения произведений Клодта выбрали место между Зимним дворцом и Адмиралтейством, но потом выбор пал на Аничков мост.

Две скульптуры продублировали. Готовых бронзовых коней разместили рядом с Аничковым дворцом. Речь идет о «Юноше, берущем коня под уздцы» и «Коне с идущим юношей». Для установки на противоположных постаментах Клодт отлил коней из гипса, которые были временными копиями оригиналов.

На создание дубликатов ушло немного времени. Но они стали подарком для прусского короля от Николая I. Изготовлением новых скульптур их автор занимался в 1843 году, но император подарил их Неаполю. Через три года гипсовые «Укротители коней» снова украсили Аничков мост. Потом скульптор начал работу над двумя новыми композициями – «Юношей, поверженным конем» и «Осаживающим коня юношей». В 1851 году Клодт создал известную группу, представляющую демонстрацию четырех стадий укрощения коней.

Скульптор стал знаменит. Его приняли в Римскую и Берлинскую академии художеств. Подобные бронзовые кони служили украшением усадеб и дворцов.

Когда началась Великая Отечественная война, скульптуры решили закопать на территории сада, который находится рядом с Аничковым дворцом, поэтому они хорошо сохранились. Бомбежки привели к серьезным повреждениям моста. Чугунная ограда была снесена, а на гранитных постаментах появились следы от осколков, которые можно увидеть и сейчас.

Характеристики моста

Техническая информация о 3-пролетном Аничковом мосте, который сделан из камня. В его состав входят три коробовых свода. Для выкладки пролетного строения использовали кирпич, а для его облицовки – гранит. Для создания устоев и каменных промежуточных опор строители выполняли бутовую кладку, а затем – гранитную облицовку. В итоге получилась 3-пролетная бесшарнирная арка.

Мост имеет ширину 37,9 метров и длину 54,6 метров. Автотранспорт движется по восьми полосам проезжей части (каждое направление четырехполосное). Они покрыты асфальтобетоном, а мостовые открылки и тротуары – большими плитами (красный гранит). Перила выделяются чугунным художественным литьем.

Интересные факты

  • В 1726 году на месте нынешнего Аничкова моста соорудили разводную переправу. После ее открытия по Фонтанке проходили суда, у которых высокие мачты. Ближние леса были местом обитания волков, поэтому на ночь переправа тоже открывалась.
  • Старые картины, на которых нарисован мост, содержат изображения зарешеченных ниш между пролетами. Они выполняли функции долговых ям, созданных для содержания злостных неплательщиков налогов. Там же сидели картежники. Замуровали их при Екатерине II.
  • Юмористическое народное описание конных скульптур привело к тому, что это сооружение начали называть «мостом 18 яиц». Появление такой цифры связано с дежурящим здесь городовым. В наше время его иногда называют «мостом 16 яиц».
  • Существуют интересные факты про создание коней. Если внимательно рассмотреть одну скульптуру, то можно заметить лицо на яйце коня. Говорили, что жена скульптора Клодта изменяла ему и он решил таким способом отомстить ее любовнику. Другие считали, что это лицо Наполеона Бонапарта. Кто изображен на яйце животного, никто точно не знает. Речь идет о «Юноше, берущем коня под уздцы». Так называется эта загадочная скульптура.

Экскурсии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Мост